За последнее время Россия потеряла по меньшей мере пять крупных игроков туристического рынка. При этом, туроператоры чаще всего поступают очень подло по отношению к клиентам, просто объявляя о приостановке деятельности и перекладывая заботу о людях на страховые компании. Сия печальная участь не миновала и жителей Самарской области. Несколько сотен наших земляков пострадали от деятельности компании «Лабиринт». Корреспонденты Авторадио Тольятти подготовили несколько советов на тот случай, если вы вдруг окажетесь жертвой туриндустрии. Помимо туроператора «Лабиринт» за последнее время о прекращении работы сообщили турфирмы «Нева», «Роза Ветров», «Идеал тур» и «Экспо-тур». Кроме испорченного отпуска их клиенты получили месяцы головной боли в связи с необходимостью бегать по инстанциям, собирая справки и выбивая деньги из страховой компании. Застраховать себя от ситуации с банкротством туроператора возможно лишь одним способом – не пользоваться их услугами. Но как распознать надёжную фирму? Первое и главное правило – фирма должна быть в Едином федеральном реестре туроператоров (ЕФРТ), который опубликован на сайте Федерального агентства по туризму. Если фирмы в этом списке нет – никто не даст вам никаких гарантий и, возможно, даже не станет вам помогать в сложной ситуации. К сожалению, в России немало «нелегальных» турфирм. Второй момент – доверять организациям, работающим на рынке 1-2 года, все же более рискованно, чем крупному оператору, исправно обслуживающему клиентов 7-10 лет. Ну и, наконец, цена – серьезная фирма никогда не будет делать цену на тур значительно ниже, чем у конкурентов. Низкая цена, конечно, не говорит о том, что контора на грани банкротства, однако помните, что чаще всего «скупой платит дважды». Возвращаясь к ситуации с банкротством… Если вы еще не уехали, но узнали, о том, что ваш туроператор - банкрот, от поездки, естественно, лучше отказаться, даже если вас будут уверять, что обслуживание передано другой компании и для клиента ничего не изменится. В данном случае, об отдыхе уже можно забыть – теперь необходимо вернуть деньги. Как это сделать - Авторадио рассказал председатель правления Самарской региональной общественной организации по защите прав потребителей «РУСКОНТРОЛЬ» Алексей Богомолов: «Клиенты вправе расторгнуть договор и требовать возврата денег, возмещения всех убытков, в том числе и убытков, связанных с тем, что например тур, купленный в более позднее время, будет стоить дороже. В дальнейшем надо будет собрать максимально полный пакет документов – и договоры, заключенные с данной туристической компанией, и какие-либо факты, которые указывают на недобросовестное исполнение туроператором своих обязанностей. Документы нужно направить в органы Роспотребнадзора и Ростуризма, а также в следственные органы для получения грамотной правовой оценки действий оператора» Итак, друзья, если следовать всем озвученным выше советам, вы хоть и не сразу, но деньги за путёвку вернёте. Компенсации морального вреда за сорванный отпуск, к сожалению, закон не предусматривает. Сложнее ситуация у тех, кто в момент банкротства туроператора уже прибыл заграницу. Горе-путешественники попросту могут оказаться на улице, так как отели откажутся их заселять. В этом случае алгоритм действий следующий: «Туристу в данной ситуации придётся либо возвращаться домой за свой счёт, либо самостоятельно оплачивать проживание. А далее возмещения всех убытков, которые были причинены в связи со сложившимися обстоятельствами, потребитель имеет право требовать с туроператора, либо со страховой компании, в которой был застрахован этот оператор. Главный офис Ростуризма находится в Москве по адресу улица Мясницкая, 47. Туда можно направлять обращения по почте или по e-mail. Заявления обязаны рассмотреть в течение двух недель» Добавим, для возврата денег гаранту необходимо представить документы, подтверждающие все незапланированные траты и доказывающие, что вы не получили услуг, гарантированных договором, или получили их в ненадлежащем виде. Это может быть справка о проживании в отеле, различные чеки, квитанции, расходы на трансфер и т.п. И еще один важный совет - прежде, чем лететь в любую страну, выясните контакты Посольства и Консульств РФ в стране назначения. Это первая инстанция, куда стоит обращаться в случае возникновения серьезных проблем. |