Умный? Докажи! Российские вузы могут начать по-новому зачислять победителей школьных олимпиад. Глава высшей школы экономики потребовал от министерства образования, чтобы университеты и институты принимали победителей не только по итогам конкурса, но и по результатам профильного ЕГЭ. Эксперт заявил, что это необходимо сделать, ведь многие олимпиады сейчас покупаются и уровень знаний некоторых финалистов даже хуже чем у троечников. Тема ЕГЭ наверное одна из самых актуальных и злободневных несмотря на время года. Очередные изменения, подвижки и предложения звучат практически каждый день. Ну, вот например глава высшей школы экономики – Ярослав Кузьминов, которого также считают и идеологом введения единого экзамена, направил в Минобрнауки письмо с предложениями серьезно реформировать процесс поступления в вузы. Главное требование – усложнить жизнь участникам школьных олимпиад. По официальным данным, в прошлом учебном году в разных предметных олимпиадах по всей стране участвовали 684 тыс. человек, из которых 295 тыс.- ученики выпускных классов. Из них в итоге 16 тысяч получили право, без конкурса поступить в вуз - это около 2% от общего количества выпускников текущего года. Сейчас победители и призеры интеллектуальных соревнований имеют право на льготы при поступлении. Образовательное учреждение может принять их вообще без экзаменов либо засчитать олимпийский диплом как 100 баллов по предмету. В обоих случаях школьник может вообще не сдавать ЕГЭ, если он не является обязательным. Помочь «нужному человеку» достичь проходного балла по предмету, легче в ходе или после олимпиады, чем в ходе сессии ЕГЭ. Намного меньше контроля, а возможности подтасовок больше. Этим как раз и объясняется то, что значительная часть вузов правдами и неправдами пытается получить разрешение на проведение собственных олимпиад. Утверждая, что олимпиады зачастую коррумпированы, глава Высшей школы экономики предлагает обязать их победителей сдавать еще и ЕГЭ по профильному предмету. Чтобы победа на олимпиаде была засчитана, школьник должен набрать на госэкзамене не менее 70 баллов. Кроме того предлагается наделить вузы правом разделять ЕГЭ: на профильный и второстепенный. Ситуация, когда набранные баллы абитуриентов по экзаменам суммируются, не подходит вузам, ведь при поступлении на математический факультет абитуриент с высоким баллом по русскому языку обходит того, кто лучше знает математику. А если ввести градацию, то приемные комиссии будут сравнивать сумму баллов только профильных предметов, а для второстепенных установят пороговое значение - 60 баллов. Возможен и другой путь - введение повышающих коэффициентов для профильных предметов. Главное, чтобы на мехмат не было отбора по знанию русского языка, как сейчас происходит. Минобрнауки говорят, что озвученные предложения приняты позитивно и с большой долей вероятности будут рассмотрены. Ведомство уже даже разослало в вузы письмо спросьбой оценить новацию, обязывающую олимпиадников сдавать профильный ЕГЭ. Ну и конечно, большинство ректоров других вузов против этой идеи, поскольку она нивелирует саму суть олимпиад. Ведь участники ЕГЭ ищут стандартное решение, а на интеллектуальных состязаниях важнее нестандартное. Кроме того - одаренные дети из регионов начнут уезжать в столичные вузы, где больше бюджетных мест. А что касается упреков в коррумпированности – то у госэкзамена в принципе низкий уровень общественного доверия, и лечить его с помощью Олимпиад - просто смешно. Не ободряют руководители вузов и предложение ввести барьер в 60 баллов для непрофильных предметов, поскольку каждый вуз устанавливает свои требования к своим абитуриентам и не нуждается в утопическом контроле из центра. Как видим, ЕГЭ с самого первого года своего появления - а именно с 2006, продолжает оставаться одним из главных каменей преткновения в сфере образования и традиционно - вступительная кампания всегда сопровождается скандалами. В общем, посмотрим, как в итоге будут обелять честь и достоинство единого госэказемна. |