В скором времени абоненты смогут жаловаться на плохое качество услуг связи. Роскомнадзор сейчас, как раз готовит документ, в котором подробно описано, в каких ситуациях это можно будет делать. Cейчас надзорные органы могут контролировать только технические параметры сетей связи, а вопросами качества фактически никто не занимается. Если те стандарты, которые разрабатывает Роскомнадзор, утвердит Минкомсвязи, и их включат в правительственные «Правила предоставления услуг», то клиенты смогут предъявить претензии сотовой компании и за прерванный разговор, и за помехи в трубке. Пока стандартов качества, предлагаемых Роскомнадзором, не так уж много - всего четыре. Согласно первому, работу операторов связи признают неудовлетворительной, если более 5% разговоров в месяц было прервано из-за сбоя в сЕти, когда, например, телефонный аппарат попадал в глухую зону либо не смог уловить сигнал. «Это полностью входит в ответственность оператора, который обязан рассчитывать нагрузку и вовремя модернизировать свою сеть», - считают в Роскомнадзоре. Второй критерий предполагает, что оператор работает не в полную силу, если 5% SMS и MMS не дошли до адресата. То есть сервер компании, который принимает и передает сообщения, работал некорректно и не доставил сообщение абоненту, находящемуся вне зоны доступа. Третий пункт позволяет жаловаться на телефонную компанию, если 5% всех разговоров за месяц было невозможно разобрать из-за помех. И, наконец, по мнению Роскомнадзора, оператор заслуживает санкций, если за 8 секунд не может соединить звонящего с номером другого абонента. Речь идет о ситуации, когда при наборе номеров в трубке первые десять секунд отсутствуют гудки, подтверждающие, что линия свободна или абонент с кем-то разговаривает. Все эти стандарты взЯты не «с потолка». Роскомнадзор совместно с департаментом информационных технологий и представителями «большой тройки» провел замеры качества сотовой связи второго и третьего поколения в нескольких районах столицы. Учитывалось и число провалов звука во время разговора, эхо, металлический скрежет и другие искажения. Подобное случается довольно часто в процессе разговора, довольно много и неких аномальных зон - где связи вообще нет. Так что абоненты будут рады, конечно, что на качество связи разрешат жаловаться... Не исключено, что пользователи в случае каких-либо претензий к качеству услуг сотовых компаний будут заказывать распечатку «сбоев» за месяц. Мониторинг будут вести и сами операторы. Правда, какие им грозят санкции за низкое качество услуг или вообще его отсутствие - не сообщается. Эксперты, кстати, отнеслись к инициативе чиновников неоднозначно. Так, в Союзе потребителей газете «Новые известия» заявили, что абонент не в состоянии реалистично оценить, сколько за месяц у него было сбоев - 2% или 10%. И если он и захочет подать жалобу, то чем должен подкреплять претензии? Технически невозможно отследить сбои. А той информации, которую сами операторы будут предоставлять Роскомнадзору - сложно доверять, потому что про себя никто ничего плохого никогда не предоставит. Так что ведомство должно самостоятельно отслеживать качество связи операторов с помощью автоматической системы контроля. Это, безусловно, заставит компании повышать качество своих услуг. Однако и здесь тоже возникают сомнения - операторы никак не могут решиться на отмену так называемого мобильного рабства, упирая на то, что воплотить эту затею в техническом плане архи-сложно. Депутаты уже придумали, как поторопить операторов - во втором чтении приняты поправки, которые сделают экономически невыгодным для сотовых компаний не исполнять закон о переносимости телефонных номеров. Если клиент придет к своему оператору и напишет заявление о том, что он хочет сменить оператора, и компания не сделает это в установленные сроки, то абонент сможет бесплатно пользоваться услугами связи. Вот такие штрафные санкции. Посмотрим, что из всего это выйдет. Закон должен вступить в силу 1 декабря - то есть уже через полторы недели. |