Некачественные продукты в магазинах являются едва ли не главным врагом россиян: как выяснили в НИИ питания РАМН, от трети до половины всех наших заболеваний связаны с плохим питанием. И плохо мы питаемся не потому, что экономии на еде: наоборот, на продукты в России тратят столько же, сколько, например, в Венгрии или Чехии (около 5-7 тыс. руб. в месяц на человека). Однако получают за эти деньги продукты куда более низкого качества. Технические регламенты все еще позволяют производителям на продукте, в котором нет ни грамма мяса, написать "колбаса", а на молочном напитке, разведенном из сухого порошка,- указать "молоко". Раньше действовали примерно 400 обязательных для исполнения технических регламентов. Однако после того, как в 2003 году ГОСТы упразднили, осталось 28 регламентов. Что самое печальное, даже за их соблюдением мало кто следит. Роспотребнадзор, который мог бы этим заниматься, занят совсем другими вещами: эта организация работает скорее как подразделение МИДа, им не до защиты прав покупателей, сокрушаются в Обществе защиты прав потребителей. Ситуацию могли бы улучшить сами ритейлеры, если бы сотрудничали только с производителями качественного товара. Однако поставщики конкурируют между собой только в цене, и это касается всех сегментов торговли. Понятно же, что тестовые образцы от поставщиков всегда идеальны. На каждом предприятии есть специальная партия тестового товара - натурального и вкусного. Но вот как только тест пройден, поставлять начинают «не пойми, что». Что самое удивительное, виноваты в низком качестве продуктов порой и сами потребители. Колбаса без консервантов и красителей кажется нам не вкусной, поэтому и покупаем ту, что напичкана всякой гадостью, да и стоит дешевле. А настоящая колбаса из мяса без консервантов не может стоить дешевле семисот рублей за килограмм, говорят сами производители. Правда, определить, что колбаса дорогая - натуральная, тоже бывает непросто. Даже эксперты зачастую не могут разобраться в составе и качестве продуктов. В обществе защиты прав потребителей уверены, если бы производители и ритейлеры несли отвественность и наказание за продажу некачественной продукции, то все было бы по-другому. Как в Америке - где иски о плохих продуктах питания рассматриваются сотнями, а компенсации по ним - десятки миллионов долларов. В России же, как пишет журнал «Коммерсант Деньги», если отравился колбасой, потратил год на судебные тяжбы, получил в лучшем случае 5-10 тыс. руб. компенсации морального вреда и всё. Поэтому в суды никто и не обращаются. Российские потребители привыкли считать, что бич продуктового ритейла - просроченные продукты. Как выясняется, это не так. С жалобами на просроченные продукты в общество защиты прав потребителей обращаются крайне редко, максимум пару раз в месяц. С товарами, у которых истек срок годности, связана другая проблема - из них делают салаты, выпечку или их просто обновляют - при всех крупных ритейлерских сетях есть так называемые "реанимационные цеха", где этим занимаются. Корень этой проблемы, в том, что в России нет системы утилизации продуктов питания. Заграницей торговые сети давно наладили связи с фермерскими хозяйствами, с заводами по утилизации: отдают им пропавшие продукты и даже зарабатывают на этом. Итак, если контроля со стороны властей нет, то в данном случае - спасение утопающих - то есть покупателей - дело рук самих покупателей. Нужно и в суды обращаться, при этом лучше подавать коллективные иски, а также искать магазины и рынки, на которых качество продукции устраивает. Так, жители приграничных территорий ездят за едой в чужие края. По 10 кг мяса и творога на человека в месяц из Польши привозят многие в Калининграде. А из Санкт-Петербурга и Карелии едут в Финляндию - не потому, что дешевле, а потому, что вкуснее. В общем все спасаются, кто как может: делятся адресами магазинчиков с "настоящими" мясом и овощами, заказывают фермерские продукты в интернете. Остается надеяться, что ситуация изменится к лучшему, и мы сможем покупать хорошие продукты. |