В России может появиться первая общедоступная база движимого залогового имущества, что, несомненно, наведет порядок на рынке продажи подержанных машин. Ведь именно его участники в первую очередь, страдают от того, что нельзя проверить, находится ли автомобиль в залоге у банка или нет, и попадают порой, на очень «большие деньги». Сплошь и рядом бывает такое, что после покупки владельцу недавно купленного бэу-автомобиля приходит постановление суда с требованием отдать машину или долги по автокредиту, так как легковушка, находится в залоге и прежний владелец не гасит положенные проценты. В большинстве случаев по условию кредитного договора паспорт транспортного средства хранится в банке до полного погашения займа. Но ловкий продавец может подать заявление в ГИБДД об утере документа и получить дубликат. О том, что машина находится в залоге, знают в банке, в страховой компании и, естественно, знает сам владелец, а в ГИБДД такой информации нет. Эксперты советуют: обязательно проверять машины, которые покупаются с рук - по банковским базам данных. Крупнейшая из них - «База залоговых автомобилей и другого движимого имущества» Национального бюро кредитных историй. С ним сотрудничают практически все банки из первой сотни. Один запрос стоит 300 рублей. Но есть кредитные организации, которые свои базы не показывают, - этим и пользуются мошенники. Чтобы положить уже конец беспределу, депутаты предложили создать общедоступную базу движимого залогового имущества. И поручить её ведение нотариусам, а не бюро кредитных историй, которые тоже претендовали на эту роль. Ведь удостоверение сделок - это сфера профессиональной ответственности нотариусов, поэтому логично, чтобы они регистрировали залоги,- говорят авторы идеи. Предполагается, что как только человек оформляет кредит на машину, информация об этом тут же передаётся нотариусу, а тот - в течение часа должен будет внести данные о залоге в базу, которая будет размещена в открытом доступе в интернете. Таким образом, любое лицо, будь то, например, покупатель подержанного автомобиля или банк, принимающий имущество в залог, сможет проверить, не имеет ли оно обременения. Созданию этой, без сомнения, нужной базы, может помешать то, что внесение в неё данных предлагается сделать добровольным. Внести информацию сможет как сам банк, так и покупатель. Авторы идеи уверены, что банки будут заинтересованы в регистрации сведений, и поэтому предлагается предоставить им юридические преференции. Например, приоритет на взыскание залога, если клиент не исполняет свои финансовые обязательства. Добросовестные заёмщики же тоже окажутся в плюсе - потому что регистрация авто в реестре облегчит получение ссуды на его покупку. Однако зачем изобретать велосипед - когда есть уже проверенный временем способ. Если взять, к примеру, регистрационные действия в ГАИ. Раньше была практика, когда ставили отметку в ПТС, что автомобиль в залоге. В принципе и сейчас некоторые банки имеют договоренности и такие отметки ставят. ГАИ же запрашивает банк о погашении кредита. Однако этот метод никак не найдет одобрения у депутатов, которые продолжают изобретать все новые способы защиты покупателей машин от мошенников. Большой вопрос еще - смогут ли сами нотариусы оперативно создать реально работающий реестр залогов и оперативно его обновлять. Суды общей юрисдикции, например, тоже обязаны публиковать решения на официальных сайтах, однако на практике это происходит далеко не всегда. В «пилотном» режиме идею проверят в сентябре, если эксперимент окажется успешным - то база появится в открытом доступе с 10 января 2014 года. Подождем… |