В грядущее воскресенье исполняется 39 лет с того момента, как с главного конвейера Волжского автогиганта сошли первые автомобили ВАЗ-2101. Эти машины тогда были окрашены в цвета флага того времени - синий и красный. «Копейка» была сделана на платформе Fiat 124 – лучшего автомобиля 66 года в Европе. Перед тем, как начать в Тольятти выпуск лицензионной модели, итальянские и российские конструкторы совместно провели серьезную работу по адаптации иномарки к нашим суровым условиям. Усилили кузов, который в итальянском исполнении на неровных дорогах быстро терял свою прочность. Задние дисковые тормоза, которые выдерживали только 2-3 тысячи км, заменили на более надежные барабанные. Мало того, полностью переработали заднюю подвеску. Да и салон получил возможность трансформации в спальный вариант. Друзья, донорский Fiat 124 оснащался нижнеклапанным двигателем. Его конструкция исключала возможность дальнейшей модернизации. Кстати, по настоянию советской стороны этот мотор был заменен более перспективным верхнеклапанным. Для коробки передач ВАЗ-2101 на Fiat были подобраны самые прочные шестерни. По словам ветеранов завода, автомобили начали собирать 18, а завершали уже утром 19 апреля 1970 года. Кузов сваривали из заготовок, полученных из Италии. Все последующие операции делали уже на заводе. Комплектующие, естественно, были привезены из-за рубежа. Это была, по сути, масштабная проверка технологической готовности. Вот что интересно, эти машины были использованы для различного вида испытаний, и не пошли в продажу. А 1 августа того же 70-го года конвейер начал сборку товарных машин.18 августа первый автомобиль был продан. Автомобили ВАЗ-2101 стали поистине настоящей революцией, переворотом в умах автомобилистов. Они буквально изменили представление российских водителей о легковых машинах. «Копейка» отличалась почти спортивной итальянской динамикой, легкостью в управлении и экономичностью. Она была комфортной и красивой. Словом, стала одним из символов эпохи: образ «Жигулей» с противотуманными фарами, самошитыми чехлами сидений, ромбиковым футбольным мячом на панели за задним сиденьем и гамаком в багажнике стал вожделенной мечтой советских граждан. Кстати, ВАЗ-21 01 и его модификации, «ноль одиннадцатая», «тринадцатая» и универсал «двойка» выпускались до конца 80-х годов. Всего с конвейера сошло 4 млн. 800 «копеек». Между прочим, тысячи из них до сих пор находятся в прекрасном техническом состоянии и бегают по дорогам России и других государств. И еще, друзья, модель все чаще становится объектом реставрации и весьма дорогостоящего качественного тюнинга. По материалам: http://kp-avto.ru/article/5554/. |