23 февраля на территории Технического музея «АВТОВАЗа» развернет свою работу «Полевая кухня АВТОРАДИО». В честь мужского праздника экспозиция будет открыта для бесплатного посещения. Всех желающих накормят настоящей армейской кашей и познакомят с лучшими образцами техники. Отметим, музей построен под стать автозаводу и городу. Поля заставлены разнокалиберным транспортом. Официальная площадь составляет 38 гектаров, но зрительно она гораздо больше. Только крупногабаритных экспонатов почти пять сотен. Вся история музея укладывается в нереально короткие десять лет. В 1998 году заместитель директора по техническому развитию «АВТОВАЗа» Сергей Прохоров стал вдохновителем проекта, в 2000-ом решение о создании музея принял совет директоров, осенью того же года началось строительство, а уже 7 сентября 2001 открылась первая очередь. Дизайн-проект принадлежит Марку Демидовцеву. Старт был дан тогдашним вице-президентом по тех. развитию Константином Сахаровым. Изначально музей задуман не как история завода, от палаток и кирзовых сапог строителей к первым «Жигулям». Он стал решением целого комплекса проблем в организации социально-культурной среды в городе. Буквально через дорогу от завода расположены экспозиции различной направленности, сохраняющие историю и иллюстрирующие развитие инженерной мысли. В музее нет ни одного типового здания, сплошь оригинальные постройки в традициях транспортной, военной и гражданской архитектуры. По разнообразию экспонатов и зрелищности музей уникален. Здесь стоит легендарная «Копейка», джипы и пикапы, дакаровская ЛАДА-Мастер Ралли. На отдельной территории собрана уходящая гражданская грузовая техника. В одном ряду стоят ЗИЛ-164, МАЗ-205 и БелАЗ. Над ними высятся ракетные установки стратегического и тактического назначения. Зрительным центром площадки служит, так называемое «паровозное депо». В нем выставлены авиадесантные комплексы, не улетевшие космические вездеходы конструкции «Трансмаш», старинные орудия – все то, что желательно хранить под крышей. Железнодорожная техника стоит на открытых путях, паровозов всего четыре, но они дают представление о старом парке. Довоенный «СО» и послевоенная «Лебедянка». Есть и «кригс-локомотивы» - паровозы войны. Только теперь в них не осталось ничего враждебного. Американка и немка стоят рядом – наши союзники и противники, неотъемлемая часть истории. Нам придется пропустить все многообразие артиллерийской, авиационной, инженерной и танковой техники. Задержимся на минуту только у редчайшего танка Pz Kpfw 38(t) “Praga”, выпускавшегося для Вермахта оккупированной Чехословакией, пробежимся мимо Studebaker, и наших «газиков» - полуторки и 51-го, направляясь к замечательным тракторам: Универсалу-2 и абсолютной редкости: С-65 «Сталинец». Они того стоят. Внимание приковывает к себе совершенно фантастический экспонат. Он виден отовсюду. На фоне степных просторов лежит огромный черный «СОМ». Это дизельная, длиной 90 метров и весом почти 3 тыс. тонн подводная лодка «Б-307». Обозримая во всем великолепии – от киля до клотика, размером с «хрущевку». Лодка выпущена Горьковским заводом «Красное Сормово», сейчас они идут на утилизацию, и вот так, целиком, даже из моряков их мало кто видел. Проект доставки ее «АВТОВАЗом» в музей не менее фантастичен. Лодка была разгружена от балласта и герметизирована в Кронштадте. Караваном из двух буксиров ее провели Ладожским, Онежским и Белым озером, через 22 шлюза Мариинской системы и Волги, мимо родного Нижнего в Тольятти, это более 2 тыс. 200 км. Самым сложным для субмарины стал земной путь к музею. По дну Волги к берегу был отрыт канал, с него начиналась вся трасса длиной 5 км. Тащили «салазочки» с лодкой 12 тяжелых гусеничных машин. Ни один музей в мире не вытворял ничего подобного, вся операция продолжалась почти два года и была закончена в апреле 2005-го. Вот такие, друзья, музейные чудеса у нас под боком. Музей популярен - в год через него проходит более 40 тысяч посетителей. Захотите увидеть все собственными глазами - добро пожаловать. И повод имеется достойный: 23 февраля и «Полевая кухня АВТОРАДИО», которую наша радиостанция организовала вместе с музейщиками. Надеемся, эти заметки уже позвали вас в дорогу? И зимой человеческое тепло здесь всегда в плюсе. Так что до встречи, друзья, ждем вас на празднике. По материалам: http://museum.autoreview.ru . |