В дорожных пробках виноват «эффект бабочки». Любой житель Автограда не понаслышке знает, что такое многокилометровые дорожные заторы. Тольяттинцев давно уже не волнует вопрос «брать ли с собой зонт?», их больше интересует, стоит ли Автозаводское шоссе и трасса М5. Друзья, один японский физик открыл, что настоящей причиной дорожных пробок в больших городах является так называемый «эффект бабочки». Этот термин означает явление, когда незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые эффекты где-нибудь в другом месте и совсем в другое время. К примеру, тем, кто ездит по улицам города, знакома ситуация, когда движение машин вдруг резко замедляется и образуется пробка, на первый взгляд, без каких либо видимых причин. По мнению ученого, причины возникновения автомобильных пробок могу быть объяснены с помощью тех же теорий в физике, управляющих движением большого количества частиц в закрытой системе. Проще говоря, в применении к движению в большом населенном пункте, незначительные изменения скоростного режима - причиной возникновения пробок, которые волнообразно начинают возникать в других частях города. Пробка, друзья, образуется из-за увеличения количества торможений на дороге. Для доказательства своей версии ученый на круге в 230 метров поставил 22 авто и наметил перед водителями задачу поддерживать скорость 30 км/час. Вначале машины двигались свободно, но как только один из них снизил скорость, поток стал двигаться хаотично, увеличилось количество торможений, и моментально образовалась пробка. Хотя опыт был проведен на небольшом количестве автомобилей, японский исследователь полагает, что тот же самый эффект имеет место и в больших городах при интенсивном движении. Для того чтобы поддерживать скорость потока, нельзя допускать превышение пропускной способности улиц. «Когда число автомобилей на улице переходит границу ее пропускной способности, плотность потока резко возрастает и поддерживать единую скорость в нем становится невозможно», - говорит ученый. Кстати, друзья, это исследование делает утешительные выводы. Если автомобильными пробками управляют законы физики, то это поможет их избежать. Подсчет порога пропускной способности улиц даст возможность спланировать транспортную инфраструктуру, обеспечивающую стабильное движение потока. По материалам: www.pravda.ru. |